Лента.GY [209] |
V.I.P.
[40]
Материалы газеты "V.I.P."
|
ЭкоОко
[72]
Материалы газеты "ЭкоОко"
|
Колонка Совета Лидеров [19] |
Резонанс
[130]
СМИ о нашей гимназии
|
Новости образования [42] |
Лицом к лицу [14] |
На темной стороне звонка [13] |
На вкус и цвет фломастеры разные [23] |
Просто о главном [56] |
Неформат [42] |
В контексте культуры [109] |
Приглашаю на неурок (Борис Лившиц) [31] |
Мои путевые заметки (Нина Маринич) [31] |
Мимо смысла, зато пальцем в небо [29] |
За безопасную жизнь [48] |
В мире науки [33] |
Колонка психолога [25] |
Выпускнику [21] |
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Ноябрь
- 2015 Январь
- 2015 Март
CTV.BY: "Минщина" 02 сентября 2013 года
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
CTV.BY: Минщина 23 апреля 2013
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
Лучшие научные разработки белорусских школьников
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
CTV.BY: Минщина 25 января 2013
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 5.0
Научные стремления 2012
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
18:17 ХАНС ШЕРФИГ о Херлуфе Бидструпе | |
В маленькой стране с традициями мелкобуржуазного провинциализма к таланту относятся подозрительно. А уж если критически настроенный соотечественник достиг мировой славы, посредственность воспринимает это как оскорбление. Датский сатирик-сказочник Ханс Христиан Андерсен на себе испытал немилость буржуазии. На родине ему не простили признания его за границей. Ему ставили в вину мировую славу. «Наша международная мартышка» — писал литератор того времени о Х.-К. Андерсене, которого чествовали в Европе. В сказке о гадком утенке писатель как бы рассказал о себе, находящемся в мелкобуржуазном утином пруду. Подобно тому, как в кайзеровской, а позднее в буржуазной Германии не сочли нужным воздвигнуть памятник Генриху Гейне, в современной Дании нет памятника Мартину Андерсену-Нексе. Даже и после смерти он опасен, а его международное признание не радует! Когда несколько лет тому назад Херлуфу Бидструпу была присуждена Международная Ленинская премия «За мир и дружбу между народами» датская печать сообщила об этом кратко и холодно. Честь, оказанная его родине, была низведена до курьеза. На торжестве вручения, премии в Москве, где с речами о Бидструпе выступали выдающиеся советские художники, представитель датского посольства не произнес ни слова. Официальная Дания молчала. Замалчивание — одна из привилегий буржуазной свободы слова. Датчане гордятся славой остроумного народа, обладающего прирожденным чувством юмора. «Ведь мы такие остроумные», — шутил Х.-К. Андерсен. Весьма серьезные диссертации написаны в нашей стране о датском юморе. Унылый Серен Киркегор подробно анализировал это понятие. Философ Харальд Хёфдинг написал глубокомысленный труд о юморе как о тотальном чувстве, о его основных формах и исторических предпосылках. Датчане ни к чему не относятся так серьезно, как к своему юмору. Но в маленьком буржуазном королевстве ценят лишь безобидный, бесцельный юмор. В нашем провинциальном обществе допустимы добродушные шутки над королевским домом, карикатуры на буржуазных политиков. Последние и сами не против подобных карикатур — это ведь удачная форма рекламы, общественное признание. Многие тщеславные политические деятели даже собирают такие карикатуры. Карикатурный портрет в одном из сатирических новогодних альбомов считается честью, которой многие добиваются.
Но политические карикатуры Херлуфа Бидструпа не веселят его противников. Чувство юмора им изменяет и превращается в обиду на сатиру, которая ставит себе иную цель, чем развлечение публики. Можно шутить над королевской властью, над церковью, над бородами, носами, толстыми животами известных людей. Но коль речь заходит о праве частной собственности — веселью конец. Один из министров иностранных дел жаловался в парламенте на карикатуры Бидструпа. Королева Голландии Юлиана заявила официальный протест. Социал-демократические столпы общества приходят прямо-таки в исступление, когда их задевают за живое. Бидструпу не прощают того, что когда-то он работал в социал-демократической газете, но свое социалистическое мировоззрение оценил выше социал-демократических гонораров. Не прощают того, чего не понимают. В социал-демократической штаб-квартире рассуждают экономически, а главное, там отлично усвоили, что и убеждения имеют цену, поэтому и представить себе не могут, чтобы человека нельзя было купить. Из этой штаб-квартиры на Бидструпа изливают потоки брани за то, что он действует, ставя превыше всего свою совесть. В связи с этим центральный орган социал-демократии писал о «злобе» и «человеческом падении» художника. Хорошая карикатура более правдива, чем зеркало. Когда американскому политику и крупному мошеннику В.-М. Твиду — руководителю так называемой Твид-банды — в конце прошлого века пришлось бежать от полиции, его узнали в Европе по рисунку замечательного американского карикатуриста Томаса Нэста. В течение многих лет Нэст боролся с бандитами. Его тщетно пытались подкупить. Еженедельно он бесстрашно публиковал карикатуры на гангстеров и в первую очередь на толстого советника Твида, физиономия которого постепенно стала известна в Америке всем и каждому. Заслуга Томаса Нэста, что Твид окончил свои дни в тюрьме Синг-Синг.
Карикатура может иметь больше сходства с оригиналом, чем фотография. Она не столько портрет, сколько Комплекс примет, характеристика. Карикатура не только отражает внешние черты человека, но и раскрывает его суть. Случись такое невероятное событие, что некий датский министр убежит, захватив с собой казну страны, или станет блуждать где-то, находясь в невменяемом состоянии, — при розысках вряд ли можно описать лучше его приметы, чем на рисунке Бидструпа. Высокопоставленных лиц, умеющих носить маску симпатичных парней, мы хорошо знаем именно потому, что Херлуф Бидструп, сняв с них эту маску, показал нам, каковы они в действительности. Бидструп изображает профессионального социал-демократического политика с бычьей шеей, с маленькими, настороженно прищуренными глазами, курносого, с жадно раздувающимися ноздрями, с тяжелой челюстью и толстыми губами, — и мы сразу видим его насквозь, узнаем биографию этого деятеля. Беря стакан, он отставляет пухлый мизинец, и тотчас становится ясно, что он говорит надуманно «красивым» языком, что он карьерист, стремящийся подняться как можно выше. Это не только портрет, но и раскрытие характера. Бидструп обладает удивительной манерой изображения, выходящей за рамки обычного искусства художника. Он говорит рисунком то, что обычно можно сказать лишь словами. Всего несколько штрихов — и перед нами целое понятие. Он изображает не только людей, но и ситуации. Политическая карикатура Бидструпа делает иногда излишней передовую-Статью. Нередко его рисунок в коммунистической газете «Ланд ог фольк» опережает редакционный комментарий к событиям дня. Поэтому авторы не всегда хотят, чтобы Бидструп иллюстрировал их статьи, ибо рисунок так просто раскрывает суть написанного, что читать статью уже не интересно. В. Бидструпе удивительно сочетается талант литератора и талант живописца. Он и журналист, и художник; к тому же еще он психолог и философ. У него сложное становится простым. Многообразие Бидструп сводит к простому символу. В словах нет необходимости. Для него нет языковых преград. Поэтому бидструповские рисунки интернациональны. Хотя в редакциях буржуазных газет эти образы не вызвали любви к их творцу, они живут, и люди их узнают сразу. Во многих странах знают серии рисунков-рассказов Херлуфа Бидструпа. Они без слов повествуют о разных событиях с глубоким психологическим проникновением и большим юмором. Это рассказы о человеческих слабостях, это события повседневной жизни и вымышленные сцены. Серии бывают и добродушными и иронически-ядовитыми. Они освещают общечеловеческие, вечные темы, а также актуальные политические события в Дании и в мире вообще. Они одновременно и типично датские и интернациональные. Искусство Бидструпа близко журналистике. Журналистика актуальна, она откликается на события дня. Однако если перепечатка старых газетных статей, как правило, представляет лишь исторический интерес, то огромное творчество Бидструпа не теряет актуальности, ибо оно отражает вечно живые истины, общечеловеческие ценности. Бидструп уже стал классиком. Его жизнь и борьба — это жизнь и борьба пролетариата. Художник сейчас в расцвете творческих сил. С его блокнота ежедневно в мир улетают рисунки, помогая изменять этот мир. 1967
Источник: Комиксы и карикатуры Херлуфа Бидструпа
| |
|
Всего комментариев: 0 | |