Закладки
Меню сайта
Рубрики
Лента.GY [209] |
V.I.P.
[40]
Материалы газеты "V.I.P."
|
ЭкоОко
[72]
Материалы газеты "ЭкоОко"
|
Колонка Совета Лидеров [19] |
Резонанс
[130]
СМИ о нашей гимназии
|
Новости образования [42] |
Лицом к лицу [14] |
На темной стороне звонка [13] |
На вкус и цвет фломастеры разные [23] |
Просто о главном [56] |
Неформат [42] |
В контексте культуры [109] |
Приглашаю на неурок (Борис Лившиц) [31] |
Мои путевые заметки (Нина Маринич) [31] |
Мимо смысла, зато пальцем в небо [29] |
За безопасную жизнь [48] |
В мире науки [33] |
Колонка психолога [25] |
Выпускнику [21] |
Друзья
Новые фото
ЮИД
Архив записей
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Ноябрь
- 2015 Январь
- 2015 Март
Поиск
Погода сегодня
Наш опрос
Наше видео
CTV.BY: "Минщина" 02 сентября 2013 года
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
CTV.BY: Минщина 23 апреля 2013
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
Лучшие научные разработки белорусских школьников
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
CTV.BY: Минщина 25 января 2013
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 5.0
Научные стремления 2012
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
Святыни Солигорска
Главная » 2010 Май 24 » "Поэт есть средство существования языка..."
21:42 "Поэт есть средство существования языка..." | |
Священник Сергий Круглов
День рождения Иосифа Александровича Бродского, одного из самых моих любимых поэтов, и вот надо сказать о нем, почтить эту дату, - а попробуй-ка…Как непросто что-то сказать о Бродском, в том числе и потому, что уже так много сказано о нем, и хулы, и хвалы, столько написано о нем и его поэзии исследований, разобраны мельчайшие факты его биографии и тончайшие повороты его стиха, сняты фильмы и поставлены спектакли, творчество Бродского стало школой для тех, кто всерьез занимается стихосложением, и породило массу эпигонов… Имя Бродского знакомо даже тем, кто не читал его произведений, кто вообще мало интересуется поэзией. Оно - не только мерило для ценителей изящной словесности, не только знак событий нашей новейшей истории, уже вошедшей в учебники, но и почти что бренд масс-культуры. В наше коммерческое времечко - не особо удивлюсь появлению туалетной воды для мужчин «Иосиф» или шоколадному набору «Осенний крик ястреба», или тому, если в его родном Питере на лотках для интуристов, рядом с матрешками и фигурками Медного Всадника, появится и маленькая бронзовая фигурка с характерным полётным профилем... Бронзовая фигурка, памятник? Когда звучит подлинная живая поэтическая речь - трескается бронза, осыпается лавр, умолкает кимвал звяцающий. Адептом, хранителем и реформатором, слугой и работником этой речи Бродский и поныне остается для нас, нынешних ее, что называется, «носителей». Исследователи не раз делали вывод: сделанное Бродским для русской поэзии и культуры в 20 веке сопоставимо с тем , что сделал Пушкин в 19-м. Есть чьи-то слова : «Сказать о себе «я поэт» - всё равно что сказать «я хороший человек». Да, о себе не скажешь - но о другом можно. Бродский - поэт по существу. Поэзию он сделал не просто своей профессией, но и образом жизни, крестом, упорным ежедневным трудом. Воспринял ее именно в смысле евангельской притчи - как талант, данный Богом, который надо разрабатывать и приумножать, раз уж способность к творчеству - часть образа Бога-Творца в человеке. Без чувства ответственности перед этим даром и без трезвости, неотделимой от смирения, в таком труде не обойтись - недаром свои произведения сам Бродский всегда именовал просто «стишками»... Нет, как утверждают биографы, «смиренной овечкой» в жизни Бродский не был, комплекс неполноценности и самоуничижение не были ему свойственны¸ именуя себя «человеком частным», он всегда жил и вел себя независимо - но всегда этот герой российского андерграунда и любимец эмигрантской, а затем и отечественной, прессы, маститый поэт и переводчик, университетский преподаватель и лауреат Нобелевской премии, ставил во главу угла отнюдь не свое «я», а то, чему служил - слово, поэтическую речь, священную стихию языка. Кто-то из читающих эти строки может сказать: «Ну вот, эти попы готовы всё заграбастать и пристегнуть к Церкви!.. Да ведь Бродский не был верующим!..» Нет, всё-таки был. Конечно, речь не о его конфессиональной принадлежности, хотя и он называл себя христианином. Бродский - личность неоднозначная, а уж о его вере, о том, что было в его душе, и вовсе судить только Богу. Мы знаем - стоит перечесть его прямые высказывания, скажем, в знаменитых беседах с Соломоном Волковым, пересмотреть с этой точки зрения некоторые стихи - что отношение к таким вещам, как искупление, суд Божий, рай и ад, жизнь вечная, Церковь земная, у него было очень непростым. И христианские идеи и реалии он воспринимал не по-церковному напрямую, а через культуру, отдавая себе при этом отчет, что европейская культура эта самая (в том числе и русская) возросла именно на христианской почве. В своих дневниках о.Александр Шмеман приводит такой эпизод: когда, по приезде в США, кто-то спросил Бродского : «Почему вы, еврей, называете себя христианином?», тот ответил: «Потому что я не варвар...» Тем не менее, служение Бродского своему поэтическому дару стало именно прославлением красоты словесного творения, а через это - величия Творца. Его стихи - и отнюдь не только «религиозные», такие как «Авраам и Исаак», «Сретение», знаменитые ежегодные стихотворения на Рождество, ныне включаемые порой даже в православные хрестоматии - для многих стали ступенью к Небу. Поэзия Бродского - из тех настоящих, исполненных подлинности, вещей, которые ведут вверх. «Неверье - слепота, но чаще свинство» - эти слова поэта любят цитировать апологеты христианства, и от частого употребления они несколько затерлись, но остаются тем не менее верными: поднявшись на высоту, где воздух чист, и оглядевшись, можно, конечно, тут же снова зажмуриться и оттолкнуть протянутую к тебе Руку, но вот не заметить Ее совсем - невозможно. ГОД 1996 «Все двери настежь будут вам всегда. Но не грустно эдак мне быть нищу; я войду в одне. Вы - в тыщу.» И. Бродский, «Послание к стихам» Как я дерзил тебе в своей Сибири! «Иосифу Прекрасному» - как только Я начинал писать, чернила в ручке Кончались. Нескончаемый сюжет: Египет, братья, год неурожайный. Яко по суху пешешествовав, Иосиф, Ты перешел через себя земного Невлажными стопами, и, быть может, Во тьме увидел свет нерастворимый: Тебе навстречу шли. Тебя приветил, Сновидца вещего и царедворца речи, Тот, Кто в нас речь посеял и взрастил. Все, что мы создали - все обретаем снова! (Прости мой тон: все, что есть свет и праздник, На воляпюке менторски звучит). Из тысячи дверей есть тысяча дорог, И человек, Иосиф, так велик, Что всеми тысячью идет одновременно. Я в это верю. Ты же - знаешь точно: В тот год, когда ты умер, я крестился. Источник: http://www.taday.ru
| |
|
Всего комментариев: 0 | |