Понедельник, 20.05.2024, 02:30
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Закладки
Конкурс
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
Форма входа
Сайты Гимназии № 2
Друзья






ЮИД
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
Погода сегодня
Наш опрос
Можно ли спасти от исчезновен­ия редкие цветы Беларуси, сделав их символами областей, городов, школ?
Всего ответов: 121
Наше видео
00:09:52

CTV.BY: "Минщина" 02 сентября 2013 года

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:09:47

CTV.BY: Минщина 23 апреля 2013

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:24

Лучшие научные разработки белорусских школьников

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:11:01

CTV.BY: Минщина 25 января 2013

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 5.0
00:02:35

Научные стремления 2012

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
Святыни Солигорска
Главная » 2010 » Февраль » 6 » Мысль вслух. Поэт Кирсанов
09:01
Мысль вслух. Поэт Кирсанов
Борис Лившиц
 
 
Я не желаю жить задами
воспоминаний дорогих,
но кучу планов и заданий
хочу оставить для других.

Беритесь - не страшась потерь.
А я - вне времени - теперь.

Про Кирсанова я вспомнил вчера. От нечего делать включил телевизор, а там "жутик" с Кифером Сазерлендом. Фильм назывался "Зеркала". Где-то к середине, устав дёргаться от киношных испугов, я понял, что напрасно телевизор был включен. Но, как это часто бывает, название фильма сначала напомнило мне название поэмы Семёна Кирсанова, а потом и моё страстное увлечение его творчеством в юношеские годы.

Он не был поэтом первого ряда, если такое выражение возможно, потому что начинал в тени Маяковского, а дальше – жизнь поэта советского со всеми вытекающими. Углубляться не стану. А вот попытаюсь объяснить для себя же и для вас, уважаемый читатель, чем же когда-то меня привлекал поэт Кирсанов.

Прежде всего, наверное, его удивительными поэтическими экспериментами. Это я сейчас понимаю, что далеко не все его "конструкции" выдержали испытание временем. А здесь я максималист: настоящие стихи не могут быть однодневками!

А ещё вдруг появлялись тончайшие лирические зарисовки. Акварель, а не плакат времён "ЛЕФ"а, Шопен, а не Вагнер. И мне казалось тогда, что поэт (пользуясь выражением Маяковского) наступает на горло собственной песне и в силу каких-то, вовсе не творческих, причин пишет не то.

Кирсанов был разным. Вот почему я ничуть не удивился, что идиотский "жутик" с лёгкостью отступил в моём сознании, уступив место Поэту.


* * *
Эти летние дожди,
эти радуги и тучи -
мне от них как будто лучше,
будто что-то впереди.

Будто будут острова,
необычные поездки,
на цветах - росы подвески,
вечно свежая трава.

Будто будет жизнь, как та,
где давно уже я не был,
на душе, как в синем небе
после ливня - чистота...

Но опомнись - рассуди,
как непрочны, как летучи
эти радуги и тучи,
эти летние дожди.


АД

Иду
в аду.
Дороги -
в берлоги,
топи, ущелья
мзды, отмщенья.
Врыты в трясины
по шеи в терцинах,
губы резинно раздвинув,
одни умирают от жажды,
кровью опившись однажды.
Ужасны порезы, раны, увечья,
в трещинах жижица человечья.
Кричат, окалечась, увечные тени:
уймите, зажмите нам кровотеченье,
мы тонем, вопим, в ущельях теснимся,
к вам, на земле, мы приходим и снимся.
Выше, спирально тела их, стеная, несутся,
моля передышки, напрасно, нет, не спасутся.
Огненный ветер любовников кружит и вертит,
по двое слипшись, тщетно они просят о смерти.
За ними! Бросаюсь к их болью пронзенному кругу,
надеясь свою среди них дорогую заметить подругу.
Мелькнула. Она ли? Одна ли? Ее ли полузакрытые веки?
И с кем она, мучась, сплелась и, любя, слепилась навеки?

Франческа? Она? Да Римини? Теперь я узнал: обманула!
К другому, тоскуя, она поцелуем болящим прильнула.
Я вспомнил: он был моим другом, надежным слугою,
он шлейф с кружевами, как паж, носил за тобою.
Я вижу: мы двое в постели, а тайно он между.
Убить? Мы в аду. Оставьте у входа надежду!
О, пытки моей беспощадная ежедневность!
Слежу, осужденный на вечную ревность.
Ревную, лететь обреченный вплотную,
вдыхать их духи, внимать поцелую.
Безжалостный к грешнику ветер
за ними волчком меня вертит
и тащит к их темному ложу,
и трет меня об их кожу,
прикосновенья — ожоги!
Нет обратной дороги
в кружащемся рое.
Ревнуй! Эти двое
наказаны тоже.
Больно, боже!
Мука, мука!
Где ход
назад?
Вот
ад.



* * *

Смерти больше нет.
Смерти больше нет.
Больше нет.
Больше нет.
Нет. Нет.
Нет.

Смерти больше нет.
Есть рассветный воздух.
Узкая заря.
Есть роса на розах.

Струйки янтаря
на коре сосновой.
Камень на песке.
Есть начало новой
клетки в лепестке.
Смерти больше нет.

Смерти больше нет.
Будет жарким полдень,
сено - чтоб уснуть.
Солнцем будет пройден
половинный путь.

Будет из волокон
скручен узелок,-
лопнет белый кокон,
вспыхнет василек.
Смерти больше нет.

Смерти больше нет!
Родился кузнечик
пять минут назад -
странный человечек,
зелен и носат:
У него, как зуммер,
песенка своя,
оттого что я
пять минут как умер...
Смерти больше нет!

Смерти больше нет!
Больше нет!
Нет!


ЗЕРКАЛА
(отрывок)

Зеркала —
на стене.
Зеркала —
на столе.
У тебя в портмоне,
в антикварном старье.

Не гляди!
Отвернись!
Это мир под ключом.
В блеск граненых границ
кто вошел — заключен.

Койка с кучей тряпья,
тронный зал короля —
всё в себя,
всё в себя
занесли зеркала.

Руку
ты подняла,
косу
ты заплела —
навсегда,
навсегда
скрыли их зеркала.

Смотрят два близнеца,
друг за другом следя.
По ночам —
без лица,
помутнев как слюда,

смутно чувствуют:
дверь,
кресла,
угол стола,—
пустота!
Но не верь:
не пусты зеркала!

Никакой ретушер
не подменит лица,
кто вошел —
тот вошел
жить в стекле без конца.

Жизни
точный двойник,
верно преданный ей,
крепко держит
тайник
наших подлинных дней.

Кто ушел —
тот ушел.
Время в раму втекло.
Прячет ключ хорошо
это злое стекло.

Даже взгляд,
и кивок,
и бровей два крыла —
ничего!
Никого
не вернут заркала!—

Сколько раз я тебя убеждал: не смотри в зеркала так часто! Ведь оно, это злое зеркало, отнимает часть твоих глаз и снимает с тебя тонкий слой драгоценных молекул розовой кожи. И опять все то же. Ты все тоньше. Пять ничтожных секунд протекло, и бескровно какая-то доля микрона перешла с тебя на стекло и легла в его радужной толще. А стекло — незаметно, но толще. День за днем оно отнимает что-то у личика, и зато увеличиваются его семицветные грани. Но, может, в стекле ты сохранней? И оно как хрустальный альбом с миллионом незримо напластанных снимков, где то в голубом, то в зеленом приближаешься или отдаляешься ты? Там хранятся все твои рты, улыбающиеся или удивляющиеся. Все твои пальцы и плечи — разные утром и вечером, когда свет от лампы кладет на тебя свои желтые лапы... И все же начала ты убывать. Зачем же себя убивать? Не сразу, не быстро, но верь: отражения — это убийства, похищения нас. Как в кино, каждый час ты все больше в зеркальном своем медальоне и все меньше во мне, отдаленней... Но —

в зеркалах не исчезают
ничьи глаза,
ничьи черты.
Они не могут знать,
не знают
неотраженной пустоты.

На амальгаме
от рожденья
хранят тончайшие слои
бесчисленные отраженья
как наблюдения свои.

Так
хлорвиниловая лента
и намагниченная нить
беседы наши,
споры,
сплетни,
подслушав,
может сохранить.

И с зеркалами
так бывает...
(Как бы свидетель не возник!)
Их где-то, может, разбивают,
чтоб правду выкрошить из них?

Метет история осколки
и крошки битого стекла,
чтоб в галереях
в позах стольких
ложь фигурировать могла.

Но живопись —
и та свидетель.
Сорвать со стен ее,
стащить!
Вдруг,
как у Гоголя в «Портрете»,
из рамы взглянет ростовщик?

...В серебряной овальной раме
висит старинное одно,—
на свадьбе
и в дальнейшей драме
присутствовало и оно.

За пестрой и случайной сменой
сцен и картин
не уследить.
Но за историей семейной
оно не может
не следить.

Каренина —
или другая,
Дориан Грей —
или иной,—
свидетель в раме,
наблюдая,
всегда стоял за их спиной.

Гостям казалось:
все на месте,
стол с серебром на шесть персон.
Десятилетья
в том семействе
шли, как счастливый, легкий сон.

Но дело в том,
что эта чинность
в глаза бесстыдно нам лгала.
Жизнь
притворяться
наловчилась,
а правду
знали зеркала.

К гостям —
в обычной милой роли,
к нему —
с улыбкой,
как жена,
но к зеркалу —
гримаса боли
не раз была обращена.

К итогу замкнутого быта
в час панихиды мы придем.
Но умерла
или убита —
кто выяснит,—
каким путем?

И как он выглядит,
преступник
(с платком на время похорон),
кто знает,
чем он вас пристукнет:
обидой,
лаской,
топором?

Но трещина,
изломом призмы
рассекшая овал стекла,
как подпись
очевидца жизни
минувшее пересекла.

И тускло отражались веки
в двуглавых зеркальцах монет.
Все это
спрятано навеки...
Навеки, думаете?
Нет!..

 
Источник: http://veter.yarcenter.ru
Категория: Приглашаю на неурок (Борис Лившиц) | Просмотров: 1354 | Добавил: Елена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 9
1 НП  
0
Какое счастье быть учеником превосходного учителя русской словесности. Так знакомы и близки стихи поэта Семена Кирсанова только благодаря урокам литературы и многоуважаемой и любимой Ольге Григорьевне Авраменко! Заслуженной учительнице школ БССР (это уже история). Разделяют десятилетия, а кажется будто слышу её голос выразительно-проникновенный. Не любить поэзию да и литературу на уроках Ольги Григорьевны было невозможно. Весь класс (36 пар глаз) замирал в предвкушении нового и проникающего глубоко в душу, сердце, сознание. Поэтические вечера - это особая атмосфера далекой прошлой юности, которая не забывается.
Уважаемый veter! Благодарю за воскрешение в памяти!
Шла по улице девушка. Плакала.
Голубые глаза вытирала.
Мне понятно - кого потеряла.

Дорогие прохожие! Что же вы
проскользнули с сухими глазами?
Или вы не теряете сами?

Почему ж вы не плачете? Прячете
свои слезы, как прячут березы
горький сок под корою в морозы?..


2 veter  
0
Так хочется, милейшая НП, чтобы Ваш комментарий прочитали и ребята!

3 Ольга  
0
Поэт Кирсанов удивительный поэт. Я его хорошо знала, так как была подругой его последней жены Люси. Она была младше Кирсанова на 30 лет, но они ваенликолепно понимали друг друга , и он очень ценил её, как критика и собеседника. А об её красоте поэт Вегин применил эпитет" фантастическая". Эта была одна из первых красавиц Москвы с графской статью и необыкновенно вдумчивыми голубыми глазами........

4 Елена  
0
Спасибо за комментарий, Ольга.
А как можно с Вами связаться?

5 veter  
0
Для начала порадуюсь вместе с Еленой: по архивам сайта "блуждают" читатели! Да не просто, оказывается, читатели, а люди (это я о Вас, Ольга!) которые связывают нас с самим Поэтом. Ну, не чудо ли? Как было бы здорово, если бы Вы, Ольга, действительно связались каким-нибудь образом с Еленой. Полагаю, что многоточие в Вашем комментарии - это намёк на продолжение рассказа.
С уважением - VETER.

6 Елена  
0
Ветер - это Борис Лившиц, автор данного материала.

7 Ольга  
0
Да, я связалась с Еленой.Ещё о Люси Кирсановой можно прочитать на сайте http://www.marie-olshansky.ru/smo/skirs.shtml Хотя. поняла, что Вы уже о нём знаете.

9 Елена  
0
Ольга! Большое спасибо, что связались со мной!
Я буду ждать, когда Вы найдете в себе силы восстановить фотоматериалы.
Спасибо!
Если бы Вы написали некоторые воспоминания о Кирсанове и его жене, мы были бы Вам безмерно благодарны.
Еще раз спасибо, что откликнулись.

8 Елена  
0
Материалы о Кирсанове и его семье: http://www.marie-olshansky.ru/smo/skirs.shtml

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]