Закладки
Меню сайта
Рубрики
Лента.GY [209] |
V.I.P.
[40]
Материалы газеты "V.I.P."
|
ЭкоОко
[72]
Материалы газеты "ЭкоОко"
|
Колонка Совета Лидеров [19] |
Резонанс
[130]
СМИ о нашей гимназии
|
Новости образования [42] |
Лицом к лицу [14] |
На темной стороне звонка [13] |
На вкус и цвет фломастеры разные [23] |
Просто о главном [56] |
Неформат [42] |
В контексте культуры [109] |
Приглашаю на неурок (Борис Лившиц) [31] |
Мои путевые заметки (Нина Маринич) [31] |
Мимо смысла, зато пальцем в небо [29] |
За безопасную жизнь [48] |
В мире науки [33] |
Колонка психолога [25] |
Выпускнику [21] |
Друзья
Новые фото
ЮИД
Архив записей
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Ноябрь
- 2015 Январь
- 2015 Март
Поиск
Погода сегодня
Наш опрос
Наше видео
CTV.BY: "Минщина" 02 сентября 2013 года
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
CTV.BY: Минщина 23 апреля 2013
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
Лучшие научные разработки белорусских школьников
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
CTV.BY: Минщина 25 января 2013
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 5.0
Научные стремления 2012
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
Святыни Солигорска
Главная » 2010 Июнь 2 » Об одиннадцатой заповеди: не учи
20:49 Об одиннадцатой заповеди: не учи | |
Борис Лившиц
У Варлама Шаламова как-то спросили, какую бы он добавил заповедь к библейским десяти. И он сказал: "Не учи". Вот не было меня рядом с тем, кто спрашивал, а теперь сиди и размышляй: что имел ввиду писатель. Не поучай? Ты ведь не пророк, не гуру, не высокопоставленный чиновник. Преклоняться никто не будет. Сходить с ума от весомого слова никто не станет. Даже взятку никто не предложит. Не наставляй? Если о дочери, то она уже настолько мудра и смела, что сама наставляет меня. Здесь же ильфопетровское "не учите меня жить, а лучше помогите материально". С женой проще. За тридцать четыре года совместной жизни мы настолько "перемешались", что чаще молчим друг с другом, прекрасно всё понимая. Дальше удобнее так: Учить (что), выучить. изучить, учиться, выучиться, научиться, разучивать, проходить, твердить, долбить, зубрить, штудировать, усваивать, перенимать, приглядываться к чему. Он теперь приготовляет урок. Он слегка его (итальянского языка) нахватался во время своего последнего путешествия. Тург. Он и глуп не был и понабрался кое-чего. Нахватался верхушек, прочел книжонку — и задрал нос. Гл. Успенск. Напитался дурными правилами. Он эти понятия всосал с молоком матери. Она была нашпигована романами с детства. Повторять зады. Ср. Узнавать. Учить (кого), обучать, образовывать, научать, приучать, наставлять, просвещать, преподавать, показывать, знакомить, вразумлять, вдолбить, вколотить, втемяшить, гвоздить (в голову); подготовлять, направлять, дрессировать, выдерживать, натаскивать, выезжать (лошадь); муштровать, школить, манежить; надоумить, образумить, умудрить. Учить уму-разуму. Профессор N читает химию. Покажи ему вычитание. Втолкуй ему это. Сколько ему в голову ни гвозди, все напрасно. Направить (наставить) кого на путь (на путь истины), вывести из заблуждения, открыть глаза. Ср. Воспитывать, Приготовлять, Водить, Внушать и Наказывать. См. наказывать *** Уверяю вас, что все синонимы перебрал. Плотно, эдак, размышлял. Многое подходит. Только вот для кого? Для чего? А потом, после вопросов без ответов, перелистываю сборник стихов Варламова. Читаю. А вопросов становится ещё больше… ВОСПОМИНАНИЕ О ЛИКБЕЗЕ
Он – черно-белый, мой букварь, Букварь моей судьбы: «Рабы – не мы. Мы – не рабы» – Вот весь его словарь. Не мягкий ход полутонов: «Уа, уа, уа», – А обновления основ Железные слова. Я сам, мальчишка-педагог, Сижу среди старух, Старухам поднимаю дух, Хоть не пророк, не Бог. Я повторяю, я учу, Кричу, шепчу, ворчу, По книге кулаком стучу, Во тьме свечой свечу. Я занимаюсь – сутки прочь! Не ангел, не святой, Хочу хоть чем-нибудь помочь В сраженье с темнотой. Я ликвидатор вечной тьмы, В моих руках – букварь: «Мы – не рабы. Рабы – не мы». Букварь и сам – фонарь. Сраженье с «чрез», и «из», и «без», Рассеянных окрест, И называется «ликбез», Где Маша кашу ест. И тихо слушает весь класс Мне важный самому Знакомый горестный рассказ «Герасим и Муму». Я проверяю свой урок И ставлю балл судьбе, Двухбалльною системой мог Отметку дать себе. Себе я ставлю «уд.» и «плюс» Хотя бы потому, Что силой вдохновенья муз Разрушу эту тьму. Людей из вековой тюрьмы Веду лучом к лучу «Мы – не рабы. Рабы – не мы» – Вот все, что я хочу. И для себя решаю: не учи, но учись! | |
|
Всего комментариев: 0 | |