Воскресенье, 22.12.2024, 08:27
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Закладки
Конкурс
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
Форма входа
Сайты Гимназии № 2
Друзья






ЮИД
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
Погода сегодня
Наш опрос
Можно ли спасти от исчезновен­ия редкие цветы Беларуси, сделав их символами областей, городов, школ?
Всего ответов: 121
Наше видео
00:09:52

CTV.BY: "Минщина" 02 сентября 2013 года

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:09:47

CTV.BY: Минщина 23 апреля 2013

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:24

Лучшие научные разработки белорусских школьников

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:11:01

CTV.BY: Минщина 25 января 2013

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 5.0
00:02:35

Научные стремления 2012

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
Святыни Солигорска
Главная » 2009 » Декабрь » 6 » Легенды и правда о Моцарте
15:04
Легенды и правда о Моцарте
erg_23

Ну, вот и прошел день рождения гения. Никем не замеченный... Никем не отмеченный, конечно, кроме нас с мужем - двух полных идиотов. Ну и, впрямь, кого нынче интересует музыка, кого интересуют музыкальные гении? Наш век, он такой крутой! Бизнес, политика, национальные и религиозные проблемы и т.д. и т.п.

Лет двенадцать тому назад мы с мужем начали вести в Берлине музыкальный клуб "Волшебная флейта", который успешно просуществовал десять лет. И вот, готовя лекцию о Моцарте, мне захотелось, наконец, разобраться во всем этом нагромождении слухов и домыслов о композиторе, отделить, так сказать, "зерна от плевел". Я прочитала известное количество немецких книжек на эту тему и вот, что у меня вышло.
 
Композиторские способности Моцарта, его музыкальные идеи и неистощимый творческий потенциал были столь же необычны, как и его короткая жизнь. За двести с лишним лет усилиями музыковедов разных стран Европы и Америки создана необъятная моцартиана – научные монографии, статьи, популярные книги и фильмы, и все же до наших дней нет исчерпывающих ответов на вопросы: каким человеком был Моцарт? Как он чувствовал и воспринимал жизнь? Как работал? Был ли он, действительно, в конце жизни очень беден и обременен долгами? В Моцарте все было так непривычно, загадочно, что вскоре после смерти его реальная жизнь и облик исчезли в непроходимых джунглях легенд. Попробуем рассмотреть хотя бы некоторые из них.

Первая легенда относится еще к детским годам жизни композитора. В ней утверждается, что отец Вольфганга, Леопольд Моцарт нещадно эксплуатировал талант своего необыкновенного ребенка. Продолжительные турне по Европе подорвали здоровье будущего композитора еще в детстве и создали предпосылки не только к быстрой кончины, но приостановили его рост (известно, что Моцарт был невысоким человеком).

Современные немецкие исследования рисуют совершенно другую картину, якобы, несчастного детства. Скрипач и композитор Леопольд Моцарт был любящим и заботливым отцом, прекрасным педагогом своих детей. Более того, он еще стал менеджером, организующим выступления сына, а позже – его лучшим другом и советчиком. Как известно, все дети рождаются с каким-либо талантом. Однако только у единиц он бывает во время распознан и востребован. К счастью для человечества, у маленького Вольфганга талант был открыт в детстве и всячески поощрялся и развивался, причем отец не развивал его односторонне, например, в качестве только гениального пианиста, но напротив, в разных областях музыки.
 
Моцарту было 3 года, когда отец начал заниматься музыкой с сестренкой, которая была на 4 с половиной года старше его. Он тут же весь превратился в слух и пытался подражать Анне Марии. В 4 года, едва научившись писать ноты, он начал сочинять концерт для клавира, а в пять лет сочинил менуэты, которые не только имеют художественную ценность, но и входят в репертуар начинающих пианистов. Леопольд Моцарт был широкообразованным для своего времени человеком и преподавал своим детям не только музыкальные, но и все предметы школьной программы. Занятия не прерывались даже тогда, когда юный Моцарт был на гастролях.
 
Отец и дети останавливались во многих городах надолго, иногда даже на несколько месяцев. Учебный клавир путешествовал вместе с ними, всегда готовый для многочасовых упражнений. Таким образом они объездили большинство европейских стран: Германию, Францию, Бельгию, Голландию, Англию, Швецию и Италию, повсюду возбуждая неподдельное удивление и восторг. Моцарт-старший дал своему сыну прекрасное образование, гастроли, во время которых он познакомился с многими знаменитыми музыкантами, писателями и философами своего времени, стали частью его. И за время всех этих детских и юношеских гастрольных поездок он был бодр, полон сил и ни разу не болел! Что же касается невысокого роста, так ведь, по воспоминаниям современников, и папа Леопольд гигантом не был!
 
Вторая легенда сообщает о том, что Моцарту все давалось удивительно легко: он жил, творил, пел и играл, как птица! С мифом о Моцарте – беспечном, наивном художнике, гении, творящем без усилия и раздумья – связан даже особый, эстетский вид творчества, к которому безо всяких на то оснований присвоено название «моцартианство». Следуя этой легенде, некритические музыкальные писатели и исполнители изображали композитора и играли его музыку в безоблачно-ясных, безмятежных тонах или же жеманно-изящно в стиле «рококо».

Действительно, сам процесс создания музыки протекал у Моцарта непринужденно и стремительно. Композитор нередко обходился без предварительных эскизов. Иногда при создании крупных сочинений он фиксировал сначала на бумаге только главные мысли, а детали вносил позднее. Все это так, что, однако, не должно заслонять от нас факта, что, несмотря на свою гениальность, Моцарт очень много учился, он штудировал и анализировал несметное количество музыки своих предшественников и современников. Он сам писал об этом в одном из писем, опровергая появившиеся уже при жизни слухи об его удивительной легкости сочинения. Следуя доброй старой немецкой традиции, он, как и его предшественник Бах, был Мастером. Его вдохновенное творчество опиралось на ремесло в лучшем смысле этого слова, а его мастерство постоянно обогащалось поисками новых приемов композиции.

Миф о беззаботности искусства Моцарта проецировался и на его жизнь, создавая образ «вечно юного», «порхающего по жизни» художника. Каких только грехов не приписывали ему! Неумеренность в еде и в питье, волокитство за женщинами, легкомысленное обращение с деньгами... «Все это – вранье и клевета», - утверждает писатель Фридрих Долдингер. Как часто в течении дня Моцарт довольствовался лишь чашкой кофе и куском хлеба! А его любимыми «деликатесами», как можно узнать из писем, были Sauerkraut и Klöße! Даже строгий критик в вопросах экономии Леопольд Моцарт хвалил сына за образцовое ведение домашнего хозяйства. Вина за появление этого мифа во многом лежит на первом биографе Фридрихе Шлихтергольде, который во время своей работы часто опирался на письма сестры композитора. Вот, например, какие строки вышли из-под его пера: «Если этот редкостный человек очень рано стал в своем искусстве мужем, то в жизни он оставался истинным ребенком. Он не умел рачительно и разумно тратить деньги и никогда не сдерживал себя в выборе наслаждений. Он всегда нуждался в выборе руководителя, в опекуне, который бы занимался вместо него домашними делами».

Подобные сентенции способствовали созданию красивого «ходячего» мнения: «Моцарт – божественное дитя, которое рассыпало свои божественные мелодии и гармонии над миром. Это – безмятежно-ясный ангел, лишенный всего житейски злого». Известный фильм «Амадеус» – современная версия этого тривиального мифа.

В реальной жизни Моцарту жилось совсем нелегко. Он был первым среди великих музыкантов прошлого, кто предпочел необеспеченную жизнь свободного художника полукрепостной службе у влиятельного вельможи, как это было, например, с великим Гайдном, тяготившимся своими обязанностями придворного композитора у князя Эстерхази. Моцарт не хотел подчиняться господствовавшим вкусам и приносить им в жертву свои идеалы, свои представления о музыкальном искусстве. Окончательно порвав в 1781 году с зальцбургским архиепископом, при дворе которого начал служить органистом, он поселяется в Вене.

У Моцарта появилась семья, один за другим родились шестеро детей, которых надо было кормить. Хлопоты о службе остались безуспешными. Средства к существованию Моцарт добывает периодическими изданиями своих сочинений, уроками игры на фортепиано и композиции, а также выступлениями в качестве виртуоза-пианиста.

К сожалению, на родине, как и за рубежом, плохо понимали новаторские устремления композитора. Так, например, квартеты Моцарта, посланные издателем Артария в Италию, были отправлены ему назад из-за того, что в них было, якобы, много фальшивых нот. Вена неласково приняла композитора, премьеры его гениальных новаторских опер проходили весьма прохладно. Тем приятнее был бурный успех «Свадьбы Фигаро» и «Дон Жуана» в Праге. В 1789 году разочарованный в венцах Моцарт предпринимает поездку в Берлин, но и прусская столица не оправдала его надежд.

Тем не менее, последний год жизни композитора, вопреки еще одной популярной легенде, был плодотворным, успешным и возможно даже особенно счастливым годом его жизни.
 
Категория: В контексте культуры | Просмотров: 808 | Добавил: Елена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]