Закладки
Меню сайта
Рубрики
Лента.GY [209] |
V.I.P.
[40]
Материалы газеты "V.I.P."
|
ЭкоОко
[72]
Материалы газеты "ЭкоОко"
|
Колонка Совета Лидеров [19] |
Резонанс
[130]
СМИ о нашей гимназии
|
Новости образования [42] |
Лицом к лицу [14] |
На темной стороне звонка [13] |
На вкус и цвет фломастеры разные [23] |
Просто о главном [56] |
Неформат [42] |
В контексте культуры [109] |
Приглашаю на неурок (Борис Лившиц) [31] |
Мои путевые заметки (Нина Маринич) [31] |
Мимо смысла, зато пальцем в небо [29] |
За безопасную жизнь [48] |
В мире науки [33] |
Колонка психолога [25] |
Выпускнику [21] |
Друзья
Новые фото
ЮИД
Архив записей
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Ноябрь
- 2015 Январь
- 2015 Март
Поиск
Погода сегодня
Наш опрос
Наше видео
CTV.BY: "Минщина" 02 сентября 2013 года
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
CTV.BY: Минщина 23 апреля 2013
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
Лучшие научные разработки белорусских школьников
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
CTV.BY: Минщина 25 января 2013
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 5.0
Научные стремления 2012
- Просмотры:
- Всего комментариев: 0
- Рейтинг: 0.0
Святыни Солигорска
Главная » 2010 Ноябрь 7 » Дорога Иного: Я + Ты = Один
10:59 Дорога Иного: Я + Ты = Один | |
Елена Евич
В поэтическом блоге "Нитка жемчуга" есть авторский раздел Алексея Кулеша "Дорога". Читателям уже полюбились его стихи, об этом говорит и количество обращений к текстам, и звездочки-оценки. Мне захотелось провести весьма поверхностный кластерный анализ стихотворений, но не просто так, не только потому, что есть такой доступный исследовательский метод и есть такая поэзия, а потому что есть возможность спросить у самого автора, насколько валиден, т.е. точен и достоверен этот самый кластерный анализ, насколько допустима подобная интерпретация, насколько помогает приблизиться (а может, наоборот) она к постижению смысла стихов. Что ж, заранее прошу прощения у поэта за кощунственную препарацию священного и приступаю. Кластер стихотворений Алексея Кулеша, размещенных в поэтическом блоге, представлен на рисунке ниже. Кластер требует дальнейшего детального анализа. На первый - а потому беглый - взгляд можно сказать лишь следующее: 1. В лирике Алексея сформированы два основных смысловых узла: Я - один - ты - весь - забывать; Сила - преступление - совершать - давать. Интерпретация или анализ ассоциативно-смысловых полей (АСП) должна вестись вокруг этих концептов (понятий). Это АСП первого уровня по частотности словоупотребления и силы связей между словами (слова, написанные самыми крупными буквами, связанные жирными цветными линиями). 2. Кластерный анализ всех представленных текстов позволяет проанализировать только АСП концепта Я (второй смысловой узел, возможно, раскроется при анализе отдельных стихотворений, но это надо еще проверить). 3. Итак, АСП концепта Я делится на два контекста: верхний и нижний по графам. 4. Верхний контекст: Я + ты + один. Рискну предположить навскидку (т.е. без обращения к тексту, без построения графов по отдельным текстам), что лирическое Я поэта входит в отношения с Ты и испытывает при этом одиночество (прошу прощения за корявый слог). Это контекст внутреннего конфликта лирического героя. 5. Нижний контекст: Я + весь + забывать. Это контекст разрешения конфликта. Что такое "весь"? Это либо "Я весь в себе, моя целостность", либо "всё" (нужно обращаться к текстам за уточнением). Таким образом, выход из внутреннего конфликта заключается либо в забывании всего, либо в целостности героя, которая обретается в забытьи. 6. Почему я утверждаю, что верхний контекст - это конфликт, а нижний - его разрешение? Об этом мне говорит АСП второго частотного уровня (вторые по величине слова на кластере). Итак, верхний контекст АСП второго уровня: Я + ночь, земля, окно, время, глаз, страх, дорога, слово. Как видно, этот ассоциативный ряд, действительно, говорит о страхе, тревоге, движении и прочее (требуется детальный анализ отдельных текстов с этими концептами). Именно этот контекст включает в себя "один" и "ты". Конфликт есть? Есть - я + ты = одиночество. 7. Нижний контекст второго уровня АСП концепта Я: Я + плечо, крыло, небо, мир, свеча. В этом контексте реализуется смысл, как мы помним, я + весь + забывать. Ассоциативный ряд образов говорит о мире, освобождении (или успокоении? забытьи? - это должен показать детальный анализ), т.е. о разрешении внутреннего конфликта. Итак, какой краткий вывод можно сделать из этого беглого кластерного анализа? Повторюсь - беглого, без детального кластерного анализа каждого текста. Лирический герой, вступая в отношения с другим (другой?), находится в состоянии внутреннего конфликта, страха, стремления идти своей дорогой в ночь. Значимые образы, сопровождающие это состояние - земля, окно, время, слово. Это состояние приземленности, временности, выход из которого ищется через окно, через слово (поэзию?). Не случайно Второе АСП лирики расположено графически именно в плоскости верхнего конфликтного контекста. Напомню, что это "преступление - сила". Лирический герой находит выход из внутреннего конфликта, освобождаясь от отношений с другим (другой?), обретая свою целостность либо через забытье, либо через забывание Ты (требуется уточняющий анализ). Что такое гармония для лирического героя? Это противоположность конфликта. Это небо, мир, свеча, крыло. Это, если хотите, вечность как противоположность временности, небо как противоположность приземленности, мир как противоположность страху. Дальше смысл можно интерпретировать. Вот, собственно, как работает кластерный анализ поэтических текстов в первом приближении. Хотелось бы узнать, что по этому поводу думает сам автор - Алексей Кулеш. Приглашаю к разговору всех в этой теме. (c) stanislav_mikov | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||