Вторник, 23.07.2024, 17:31
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Закладки
Конкурс
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
Форма входа
Сайты Гимназии № 2
Друзья






ЮИД
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Погода сегодня
Наш опрос
Можно ли спасти от исчезновен­ия редкие цветы Беларуси, сделав их символами областей, городов, школ?
Всего ответов: 121
Наше видео
00:09:52

CTV.BY: "Минщина" 02 сентября 2013 года

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:09:47

CTV.BY: Минщина 23 апреля 2013

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:24

Лучшие научные разработки белорусских школьников

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:11:01

CTV.BY: Минщина 25 января 2013

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 5.0
00:02:35

Научные стремления 2012

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
Святыни Солигорска
Главная » 2010 » Декабрь » 31 » Дети-учёные опубликовали научный труд о шмелях
02:07
Дети-учёные опубликовали научный труд о шмелях

Необычная статья была опубликована на днях в рецензируемом научном журнале: в ней отсутствуют ссылки на предыдущие работы, зато есть смайлики и раскрашенные цветными карандашами рисунки от руки, не менее интересные таблицы, а ещё странная благодарность: "спасибо местному бару за предоставление детям бесплатной кока-колы на время написания рукописи".

На смелый эксперимент решились редакторы Biology Letters. Они опубликовали статью, написанную группой из 25 школьников в возрасте от 8 до 10 лет. Все они – учащиеся начальной школы Блэкотона (Blackawton Primary School), расположенной в британском графстве Девоншир.

Дети выяснили, что земляные шмели (Bombus terrestris) могут научиться, где искать сладкий нектар. Краткий обзор статьи гласит: "Мы обнаружили, что шмели способны использовать сочетание цвета и пространственного расположения при выборе цветка для кормления".

"Если хочешь понять шмеля – встань на его место. Так мы решили провести день шмелей", – рассказывает один из руководителей эксперимента. Для перевоплощения в мохнатых насекомых в ход пошли все подручные средства. Даже специальные очки (фото Beau Lotto и с сайта gawkerassets.com).

"Если хочешь понять шмеля – встань на его место. Так мы решили провести день шмелей", – рассказывает один из руководителей эксперимента. Для перевоплощения в мохнатых насекомых в ход пошли все подручные средства. Даже специальные очки (фото Beau Lotto и с сайта gawkerassets.com).

Провести настоящую научную работу "первоклашкам" предложил один из лекторов, нейробиолог Бо Лотто (Beau Lotto) из университетского колледжа в Лондоне (UCL).

Бо, отец одного из учеников, рассказывал малышне о восприятии мира людьми, роботами и шмелями. Однажды ему пришло в голову создать экспериментальную программу, в которой детей обучали бы, не вдалбливая в их головы готовые факты, а давая им возможность самим постигать законы природы.

"Естественный способ познания мира – игры. Между тем, те же цели у науки. Так почему бы не учиться играя? Я считаю, что любой человек занимается наукой каждый день. Научная деятельность на самом деле часть нашей жизни", — говорит Бо.

Лотто пообщался с директором школы Дэйвом Страдвиком (Dave Strudwick) и несколькими преподавателями. Вместе они решили создать исследовательский проект, в котором главенствующая роль принадлежала бы детям. Так три года назад появилась программа "Пчёлы Блэкотона" (Blackawton bees).

У Лотто (на снимке в центре) уже был опыт в создании подобных проектов: он создал программу "Улица науки" (<a href="http://www.lottolab.org/programmes-article_streetscience.asp">Street Science</a>), в которой к выполнению оригинальных экспериментов вне лабораторных стен привлекались люди, не являющиеся учёными (фото Beau Lotto).

У Лотто (на снимке в центре) уже был опыт в создании подобных проектов: он создал программу "Улица науки" (Street Science), в которой к выполнению оригинальных экспериментов вне лабораторных стен привлекались люди, не являющиеся учёными (фото Beau Lotto).

Было решено, что темой исследования "первоклашек" станет жизнь шмелей. В течение двух месяцев Страдвик и Лотто расспрашивали детей, узнавали, какие вопросы их интересуют, и придумывали, как получить ответы при помощи головоломок и игр.

Поначалу дети предлагали глупые с точки зрения взрослых вопросы. "Могут ли шмели научиться играть в "Монополию"?". "А как на счёт футбола?". Сообществу биологов до них далеко: их интересуют более приземлённые вещи, например, могут ли эти насекомые ассоциировать цвет с теплом.

В ходе окончательного обсуждения всей "научной группой" было решено выяснить, могут ли шмели по расположению цветов в пространстве определять, в каком цветке есть сладкий нектар, а какой ничем их не порадует.

Школьники соорудили из плексигласа небольшой домик с площадкой и поместили его на территории церкви близ школы. Кроме того они нарисовали для насекомых несколько картинок-загадок, которые поместили на площадку.

Ученики нарисовали квадратные "цветки" из кругов. Половину времени шмелям выставляли жёлтую серединку с голубыми "лепестками", половину – голубую с жёлтыми. На рисунке b показан выбор шмелей, с – сводная таблица, в которой отмечено, какой из шмелей куда чаще садился (фото с сайта gawkerassets.com, иллюстрация Biology Letters).

Ученики нарисовали квадратные "цветки" из кругов. Половину времени шмелям выставляли жёлтую серединку с голубыми "лепестками", половину – голубую с жёлтыми. На рисунке b показан выбор шмелей, с – сводная таблица, в которой отмечено, какой из шмелей куда чаще садился (фото с сайта gawkerassets.com, иллюстрация Biology Letters).

Над схемами расположили лунки с жидкостью. Подслащённую воду всегда помещали над центральными кружками, по краю (над "лепестками") располагались чашечки с солёной водой.

"Мы сделали так, что шмели должны были не просто выучить цвета. Насекомые должны были научиться ориентироваться по узорам. Иначе они бы провалили тесты, а это было бы катастрофой", — написали школьники в своей статье.

После нескольких обучающих попыток, когда большинство шмелей выбирали именно сладкие серединки "цветков", ученики убрали воду-угощение. И проверили, как часто насекомые будут направляться к кругам, которые сулили им лакомство. Оказалось, что в 90,6% случаев шмели подлетали именно к центральным чашечкам узора (рисунок b на иллюстрации выше).

"Цветки", нарисованные школьниками для второго и третьего тестов (иллюстрации Biology Letters).

"Цветки", нарисованные школьниками для второго и третьего тестов (иллюстрации Biology Letters).

Затем школьники решили выяснить, каким образом насекомые определяют, куда лететь за сладкой водой (второй тест). Что всё-таки является для них главным ориентиром: цвета или пространственное расположение чашечек? Для проверки было решено нарисовать "цветки" с зелёными серединами. Выяснилось, что в этом случае шмели выбирали лунку с жидкостью хаотично. Лишь двое насекомых из пяти сразу направились к центру искусственного цветка (всё-таки выучили общее правило?).

В третьем тесте ученики вынесли четыре центральных кружка другого цвета в углы картинки. На этот раз шмели окончательно запутались и посещали самые разные чашечки. Вывод: двое "отличников" из прошлого эксперимента, скорее всего, выбирали цветки по принципу квадрат другого цвета посередине.

Сын Бо, Миша (на снимке внизу), которому сейчас 10 лет, считает, что благодаря этому эксперименту его представление о науке изменилось: "Я думал, что это так же жутко скучно, как математика, например. А теперь я вижу, что это довольно весело. Когда тебе любопытно, что да как, можно провести опыт, чтобы получить ответ на свой вопрос" (иллюстрации Beau Lotto, bbcimg.co.uk, Royal Society).

Сын Бо, Миша (на снимке внизу), которому сейчас 10 лет, считает, что благодаря этому эксперименту его представление о науке изменилось: "Я думал, что это так же жутко скучно, как математика, например. А теперь я вижу, что это довольно весело. Когда тебе любопытно, что да как, можно провести опыт, чтобы получить ответ на свой вопрос" (иллюстрации Beau Lotto, bbcimg.co.uk, Royal Society).

Конечно, это исследование нельзя назвать выдающимся. Но статья всё равно стоит того, чтобы её прочитать. Хотя бы ради оригинальной лексики. Ведь дети писали то, что думали, а иногда даже подшучивали над собственным рассказом. Например, в разделе, повествующем о маркировке шмелей:

"Мы позволили сборщикам влететь внутрь домика и выключили свет. Шмели перестали летать (они же не хотят во что-то врезаться). Мы собрали шмелей пинцетом и поместили каждого в горшочек с крышкой. Потом мы поставили все горшки в школьный холодильник (и сделали пирог из шмелей :) ) Шмели заснули. Как только они заснули, мы их по очереди вынули и нарисовали на их спинках маленькие точки (жёлтые, голубые, оранжево-голубые, жёлто-голубые и так далее). Мы поместили их обратно в горшочки, нагрели и снова выпустили на площадку. Ни один шмель в ходе этой процедуры не пострадал".

Или в разделе "обсуждение результатов":

Шмели умеют решать головоломки. Если нам повезёт, через пару лет мы научим их решать судоку.

Как написал Бо, дети сами выбирали вопросы, сами обосновывали ответы, придумывали эксперименты, проводили анализ данных.

Наверное, поэтому впервые настоящими учёными был оценён труд детишек столь юного возраста. Впервые избалованные лояльными правилами обучения в школе британские школьники были поставлены вровень со взрослыми исследователями. И, пожалуй, впервые в мире ребёнком была осознанно написана фраза "Мы узнали, что наука – это клёво и весело, потому, что мы делали то, что никто до нас не делал".

Бо и ряд его коллег надеются, что этому примеру последуют учителя других школ. И не только в Великобритании. Хотя тут же добавляют, что было непросто найти желающих финансировать такой проект. Одни говорили, что дети не справятся с такой задачей, другие, что конечная выгода не будет стоить затраченных усилий.

Отдельной проблемой было напечататься в научном журнале. Многие не хотели принимать статью на рассмотрение из-за отсутствия литературного обзора.

Лотто считает, что подобная работа не интересна детям, а значит, не нужна. "Движителем любого качественного исследования является любопытство. Я всегда говорю это своим студентам: не читайте, проснитесь утром и подумайте, что интересует именно вас. И только затем начинайте искать литературу по теме", — говорит он. И, кажется, такой подход работает не только со студентами, но и со школьниками. По крайней мере, экзаменационные оценки учеников Блэкотона выше средних по стране.

Дети предположили, что у шмелей может быть личность. Тогда одни будут выбирать только голубые чашечки, а другие только жёлтые. Эксперимент показал, что любви к определённому цвету насекомые не проявляют (фото UCL).

Дети предположили, что у шмелей может быть личность. Тогда одни будут выбирать только голубые чашечки, а другие только жёлтые. Эксперимент показал, что любви к определённому цвету насекомые не проявляют (фото UCL).

"Необязательно становиться учёным. Я просто хочу научить детей чувствовать себя некомфортно, когда они чего-то не знают, научить их радоваться тому, что ещё есть, что открыть", — подытоживает Бо.

Кстати, сейчас он совместно со Страдвиком разрабатывает похожую программу "Я, учёный" для Музея науки Лондона (Science Museum). Так что вполне возможно, что лет через пять в научном журнале выйдет статья, написанная… посетителями музея.


Категория: Новости образования | Просмотров: 1029 | Добавил: Елена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]