Понедельник, 29.04.2024, 01:18
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Закладки
Конкурс
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
Форма входа
Сайты Гимназии № 2
Друзья






ЮИД
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
Погода сегодня
Наш опрос
Можно ли спасти от исчезновен­ия редкие цветы Беларуси, сделав их символами областей, городов, школ?
Всего ответов: 121
Наше видео
00:09:52

CTV.BY: "Минщина" 02 сентября 2013 года

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:09:47

CTV.BY: Минщина 23 апреля 2013

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:24

Лучшие научные разработки белорусских школьников

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:11:01

CTV.BY: Минщина 25 января 2013

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 5.0
00:02:35

Научные стремления 2012

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
Святыни Солигорска
Главная » 2010 » Март » 22 » Сороки (Жаворонки)
08:05
Сороки (Жаворонки)
По материалам прессы
 
22 марта. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У славян повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
 
Март - не весна, а предвесенье:
Мороз скрипуч, уже не жгуч,
Дарует солнце тёплый луч
Вороньим.. свадьбам в "новоселье".

Март - "зимобор, протальник, мерный.."
То зиму гонит, то зовёт,
То, с ветроносом в пляс пойдет,-
Непредсказуемый и "нервный";

День с ночью меря, на Сороки,
Весна, на крыльях сорок сороков,
Несёт свободу рекам от оков,-
И потекут Живой воды потоки! 
 
Тамара Маханькова
 
 
И.И. Левитан "Март"
 

22 марта Русская Православная Церковь отмечает День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.

В 313 г. святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Однако его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, которые были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины молились и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. Он стал восхвалять мужество воинов, их молодость и силу, и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение императора. Услышав отказ, Агриколай велел отвести воинов в темницу.
Через семь дней в Севастию прибыл сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Однако камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий голос: «Верующий в меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и оставили под стражей на льду. Для обольщения мучеников на берегу устроили баню. В первом часу ночи, когда тела святых обледенели, один из сорока не выдержал холода и побежал в баню, но только он вступил на ее порог, как сразу же умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере потеплела. В это время стража спала, бодрствовал только один темничный сторож Аглаий. Поразившись светом, который осиял святых мучеников, он поднял голову вверх и увидел 39 венцов, которые опускались на головы страдальцев. Сторож разбудил спавших стражников, сбросил с себя одежду и побежал в озеро, восклицая: «И я христианин!» Стоя в воде он молился.

Утром пришли мучители и, увидев, что святые живы, и не пострадали от холода, приписали все это волшебству. Святых мучеников приговорили вывести из озера и перебить им голени молотами, после чего сжечь. Когда костер сгорел дотла, кости святых мучеников остались целы. Но, боясь, что христиане будут поклоняться святым мощам, мучители бросили их в реку.

По прошествии трех дней святые мученики явились епископу Севастии Петру и сказали: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки и увидел, что кости святых сияли в воде, светились и те места в реке, где лежали малейшие их частицы. Епископ собрал все до одной кости и частицы.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.
 
 
 
Сорок мучеников Севастийских
18 век. Москва
Дерево, левкас, темпера. 140х73 см.
 
 
Категория: В контексте культуры | Просмотров: 952 | Добавил: Елена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]